Образование 21 века

Работая сегодня в школе, часто слышу словосочетание «образование 21 века». И когда его слышу, у меня складывается впечатление, что говорим о каком-то образовании будущего, забывая о том, что мы уже живём в 21 веке, учимся в нём, что это наша жизнь, наше настоящее. А мечтами об «образовании 21 века» создаём иллюзорную картинку иллюзорного ученика, учителя, методов и форм работы школы, училища, университета. По представлениям взрослых, молодой человек, закончив обучение в образовательном учреждении, должен свободно владеть всеми знаниями, которые ему преподали прошедшие курсы переподготовки «учителя 21 века» (где их взять, мы же пока все из 20-го).
И на этих курсах мы узнаём, что, оказывается, без новых методик преподавания английского языка или литературы, по которым ученик должен говорить 75 процентов от урочного времени (а что он расскажет без работы учителя?), без полной компьютеризации классов, без введения в программу дополнительных предметов, без «усовершенствованных» новых программ, без «цифрового образования» ученик не может стать учеником 21 века.
Всё полезное новое, конечно, хорошо. Но если немного приостановится в своих фантазиях и задуматься над тем, кто может найти, применить новые методики преподавания, кто может заинтересовать ребят своей наукой? Я думаю, что это Учитель, который любит своих учеников, который служит своему делу. Этот Учитель будет развиваться сам, развивать своё дело и вести за собой учеников. Он, может, даже новую методику преподавания не изобретёт, а прочитает где-то, увидит у кого-то новое для себя, но применит это на своём уроке с душой, с желанием быть понятым детьми, с желанием объяснять ещё и ещё, если кто-то не понял, но хочет понять. Иного учителя и без компьютера слушают, боясь пропустить слово. А ведь есть классы, оборудованные компьютерами, мультимедийными досками, а дети идут туда на урок, как на каторгу. Почему? Да потому что образование у нас стали причислять к сфере услуг: мне платят за то, что я подготовил ребёнка к экзаменам, мой престиж зависит от того, ответят ли мои ученики в 5-ом классе другому учителю, что такое подлежащее или где находится в слове суффикс. В школе стало основным – научить детей теоретическим знаниям по предметам, чтобы они правильно писали контрольные и отвечали на тесты. Стало «модно» иметь оборудованные классы – тоже престиж.
– А что – разве не так? – спросите вы. – Разве к этому не нужно стремиться? Разве качество образования – не объективный показатель успешности образовательного учреждения или учителя, занимающегося обучением своих подопечных?
Но мы же знаем, что большинство профессий, на базе которых основывается общество, не требуют высшего образования, не требуют того самого «качества», на которое нацеливает подрастающие поколения образовательная система. Общество основывается на труде водителей и шахтеров, строителей и сварщиков, продавцов и механизаторов… И здесь важно как раз качества человека, который трудится на своём посту: доброта, ответственность, трудолюбие, уважение…
В нашей школе был 9-й класс. В нём учились 15 ребят. Почему-то слыли «трудным» классом, необучаемыми учениками. Классным руководителем у них была учитель математики и физики. Человек, для которого ошибка в контрольной или нарушение дисциплины – это приговор для ребёнка: постоянные вызовы родителей, нудные нотации о правильном поведении, записи в дневнике, приводы к директору… И вот окончен 9-й класс, позади выпускные экзамены. В 10-й класс из этих ребят не пошёл никто: «Всё, мы отмучились. Дальше пусть другие мучаются». И это 21 век.
За теорией математики и физики не увидел учитель, как два друга из её класса очистили шесть соток земли от пырея для дедушки-соседа; как их одноклассница нашла на школьных ступеньках 500 рублей, узнала, кто потерял и вернула деньги; как на субботнике, собрав 50 грамм берёзового сока, пустили по кругу бутылочку с ним (никто никогда не пробовал) и всем хватило, ещё уважаемому учителю отнесли попробовать.
Недавно прочитала одну статью о том, как справляться с трудными учениками. Так вот, автор предложил интересную методику: в течение недели не делать замечания детям, а записывать их к себе в тетрадь. В конце недели проанализировать: «Над чем мне ещё нужно поработать?» и работать над собой, над повышением уровня своей человечности.

Информация взята на сайте Не Иерусалим

Добавить комментарий

rfwbs-slide